Подготовка ребенка к школе – залог успешного его будущего
Родители – самые первые и самые важные учителя у ребенка. Первая его школа – это родительский дом, она окажет огромное влияние на то, что будущий взрослый человек будет считать важным в своей жизни. Сколько бы мы не прожили, мы всегда обращаемся к опыту детства. То, что дается ребенку родителями – это главнее всех учителей и воспитателей. Многие родители думают, что не стоит начинать обучать детей до школы счету, чтению, развивать, хотя по статистике известно, что школьные "Хорошисты" и "Отличники" умели читать и считать еще задолго до поступления в школу. «Школа научит» – это не совсем верный родительский подход, вернее будет сказать так: "Школа вначале выявит недостатки в дошкольном развитии ребенка, а потом по его способностям постарается научить". То, чему его научат родители: слышать, слушать, говорить, думать и поможет ему в обучении, станет базой для учебы.
"Годы чудес" – это первые пять лет жизни ребенка, закладываемые в это время навыки и знания останутся на всю жизнь и помогут дальнейшему интеллектуальному развитию малыша.
Родители скажут: "Где тут взять времени для занятий с ребенком?", "А что детский сад?". Да, детский сад – это первое звено в образовании ребенка, первая образовательная ступень. Но всегда необходимо помнить о том, что родители общаются с ребенком "лицо к лицу", а сад и школа нет. В садике и школе ребенок, сидя с 25-ю детьми, получит внимания в 25 раз меньше, чем дома. Главная задача ребенка в садике и школе – взять то, что ему преподают учителя и воспитатели, а каждый ли ребенок это сможет, до конца не поняв, зачем это все ему нужно?
Работу по подготовке надо проводить не в последние 2-3 месяца перед школой, а гораздо раньше, чуть ли не с самого рождения. То время, которое родители не потратили на ребенка в раннем детстве, но могли бы потратить, позже, уже в школе, обернется долгими сиденьями по вечерам рядом с "горе - учеником". После нескольких таких занятий у многих родителей опустятся руки, и прозвучит известная фраза: "Учись как хочешь. Мне надоело с тобой сидеть!". И на учебе, и на будущем ребенка можно будет поставить крест, а любые родители, любой учитель хочет, чтобы и в школе, и после нее ребенок добился успехов.
Несколько советов по домашним занятиям родителей с дошкольниками.
В доме должно быть много книг – вначале родитель обязательно читает ребенку книжки перед сном, вот где развивается образное мышление, которое поможет ребенку в школе при решении задач, и которое так слабо развито у большинства детей. После таких вечерних чтений важно подвести ребенка к самостоятельному общению с книгой, но сделать это надо невзначай, ненавязчиво: "Сегодня мне некогда, посмотри книжечку сам". В книжных магазинах продается множество книг "Как научить ребенка дошкольного возраста читать". Выучить с ребенком буквы – это еще не самое главное, надо привить любовь к чтению, чего нет у большинства современных детей. Выберите какую-нибудь очень интересную книгу, начните читать её ребенку вслух и на самом интересном месте остановитесь: "А дальше ты узнаешь сам". Очень важно, чтобы родители в семье были "читающими", тогда и дети будут любить читать.
Запомните, что каждая прочитанная мамой книжка дает ребенку в несколько раз больше развития, чем просмотренный видео- или телефильм, где образы уже созданы режиссером за нас, и нам не надо ни представлять, ни думать.
Беседуйте с ребенком после прочтения книги, просмотра кинофильма, идя по улице после садика, пусть ребенок отвечает вам полными ответами (Какое сегодня небо? - Сегодня небо пасмурное. Чем вы сегодня занимались в садике? – Сегодня мы пели, читали, играли в прятки). Эти маленькие и простые занятия помогут вашему ребенку в дальнейшем при изучении истории, литературы, других устных предметов, обогатят его речь. Очень хороши вопросы вида "Что ты можешь сказать о ...(дереве, небе, камне и т.д.)" Они развивают в ребенке чувство самостоятельности, выражения собственного отношения к окружающему.
В вашей квартире должны быть краски, пластилин, конструкторы, раскраски (все это развивает мелкую моторику рук, а значит, дает большую уверенность в будущем красивом почерке ребенка). Очень хорошее занятие – продевать шнурок в дырочки на картонном листе, создавая узоры.
По возможности, посещайте выставки, музеи, театры, после которых тоже беседуйте, интересуясь личным мнением ребенка об увиденном, не навязывая ему свое. Обязательно слушайте вашего ребенка, или хотя бы делайте вид, что вам не безразлично, что он говорит.
Покупайте ребенку книжки вида "Обучение дошкольников письму", "Обучение дошкольников математике" и др., в книжных магазинах их великое множество. Чем больше ваш ребенок до школы узнает из детских энциклопедий познавательного, тем больше останется у него в голове, так как до шести-семи лет память ребенка не загружена лишними, иногда ненужными знаниями, она свободно впитывает и сохраняет навсегда любую поступающую информацию и лучше, если эта информация будет полезной.
Считайте с ребенком все – начиная от чашек на столе, заканчивая фонарными столбами на улице, проводите простейшие наглядные математические операции: убрать – отнять, добавить – прибавить, проговаривая их – "Вот у меня 3 конфеты, сейчас мы две съедим, наглядно показываете действие, сколько осталось, давай сосчитаем вместе?" Слово "вместе" должно звучать в разговоре постоянно.
Заведите порядок с 4-5 лет – каждый день, кроме воскресения, 10-20 минут обучающих занятий, говоря при этом – "Отложи все свои дела, сейчас мы с тобой немножко позанимаемся". Это выработает в ребенке усидчивость, отвлечение от других дел, произвольное внимание и послужит хорошей подготовкой к классно-урочной системе в школе. В эти минуты требуйте от ребенка четкого выполнения и послушания, хорошего внимания и у вас никогда не будет проблем с поведением ребенка в школе.
Учите детей рассказывать, придумывать, фантазировать "Мы с тобой шли по лесу и нашли сундучок, яму ,и др., а там...". "Если бы у тебя была волшебная палочка, то ...", "Вот если бы сейчас с неба посыпались шоколадки, то..."
Обязательно разбирайте с ребенком загадки "Почему ты думаешь, что это то, что ты назвал", это очень хорошо развивает его логику.
Очень нелегко в школе даются детям народные пословицы и поговорки. Попробуйте, например, попросить ребенка объяснить пословицу "Яблоко от яблони недалеко падает" и вы убедитесь, что ребенок не в состоянии объяснить смысл этой фразы. Начните с самых простых поговорок например - "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Хочешь есть калачи, не сиди на печи" и др., разбирайте их вместе с ребенком, переходя к наиболее сложным. Это очень развивает логическое и образное мышление.
Не уповайте на развивающие школьные программы, что они помогут вашему ребенку в обучении. Такие программы помогают только хорошо подготовленным к школе детям, в остальных случаях они вызывают неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, а значит, и нежелание браться за выполнение задания. Запомните, что школа – это другой, абсолютно новый этап в жизни ребенка, где все по-другому - и отношения "взрослый-ребенок", и требования к нему.
При поступлении вашего ребенка в школу поставьте перед собой следующие ниже вопросы и определите - имеют ли они положительное значение:
1. Развитие речи моего ребенка: хорошо ли он умеет говорить, обсуждать, доказывать/.
2. Развитие интеллекта моего ребенка: умеет ли он решать простые логические задачи, объяснять явления окружающего мира – отчего падает снег, желтеют листья и т.д..
3. Развитие произвольности: то есть когда ребенок в большинстве случаев делает то, что ему говорят, а не то, что он хочет.
4. Развитие познавательной активности: когда ребенку интересно все новое и постоянно задается вопрос "А почему?".
5. Развитие мелкой моторики рук: умение держать ручку, пользоваться карандашами, собирать конструктор и т.д..
6. Сформированность внутренней позиции ребенка - это когда он идет с большим желанием в первый класс. Очень часть бывает наоборот, когда родители, с трудом справляясь с поведением своего ребенка, говорят: "Вот пойдешь в школу, там тебя быстро научат..." Такой ребенок никогда не захочет идти в школу. Вернее будет говорить в таких случаях: "Таких деток в школу не возьмут, надо вести себя хорошо, а то все детки пойдут в школу, а ты будешь сидеть дома один".
Самое главное, что касается родителей и учителей: для ребенка все знания новы и встречаются в первый раз в его жизни, и относитесь к его непониманию спокойно и терпимо, по своей практике знаю - обязательно придет время, когда до ребенка это "дойдет". Как говорил святой Амвросий: "Учить – это небольшие камешки с колокольни вниз бросать, а учиться – большие камни на нее затаскивать".
И последнее – для того, чтобы поднять престиж школы в глазах начинающего ученика, заведите в семье маленькие праздники – "Праздник первой пятерки", "Праздник окончания четверти", "Праздник перехода в следующий класс". Это не обязательно должно быть большое застолье. Это может быть просто купленная шоколадка, мелкая игрушка или торт в честь этого дня. Главное, чтобы ребенок понимал, что это для всей семьи действительно праздник.
Очень часто слышу в разговорах взрослых людей: "Этим детям ничего не надо, они ничего не хотят, им бы только боевики, да танцы, вот мы в их время ...". Эти высказывания абсолютно неверны. Правильнее будет сказать: "Родителям и учителям этого ребенка ничего не надо, вот в нашем детстве родители и учителя нам многое дали."
Постоянно представляйте вашего ребенка в виде "Копилочки" - сколько в нее положишь, столько потом и возьмешь.
Радуйтесь общению с детьми, дарите им опыт учения и желание успеха, которое они пронесут через всю жизнь.
Формируйте у ребенка положительный настрой на жизнь. Во-первых, самое простое - любите своего ребенка и балуйте его, ведь неизвестно, какая его ждет жизнь. Ребёнок со счастливым детством вырастет не жадным на позитив. Во-вторых, контролируйте себя. Если вы в присутствии ребенка, не стесняясь в выражениях, комментируете жизнь соседки, своего начальника, грязь на улице, толкучки в транспорте, чертыхаясь, отстирываете пятно от кофе, откуда ребёнок будет смотреть на жизнь позитивно? Дети еще не знают жизнь, они ориентируются в своих реакциях и оценках ситуации на вас, берут с вас пример.
Как сказал А.С.Макаренко: «Лучшие дети – у счастливых родителей». Будьте счастливы!
Ниже я привожу несколько простых психологических тестов. Это - не для того, чтобы вы узнали о себе что-то новое, а для того, чтобы вы немного задумались и сравнили себя с идеалом.
Задание - ответьте на вопросы, просчитайте сумму баллов.
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
а. да – 5
б. нет – 1
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день, кроме кормления, умывания и одевания?
а. да – 5
б. нет – 1
3. Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?
а. всегда – 5
б. иногда – 3
в. никогда – 1
4. Вы применяете телесные наказания?
а. часто – 1
б. иногда – 3
в. принципиально нет – 5
5. Умеете ли вы прощать ребенку шалости?
а. всегда – 5
б. иногда – 3
в. никогда – 1
6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?
а. да – 5
б. иногда – 3
в. нет, не хочу – 1
7. Ваш ребенок послушен?
а. да – 5
б. иногда – 3
в. нет – 1
8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете причину запрета?
а. да, всегда – 5
б. иногда – 3
в. никогда – 1
9. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять?
а. всегда – 5
б. иногда – 3
в. нет – 1
10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
а. да – 5
б. иногда – 3
в. нет – 1
Сумма 10-25 баллов - вы - никудышний воспитатель. В будущем у вашего ребенка могут возникнуть большие неприятности, но, как говорится, родителей не выбирают.
Сумма 25-40 баллов - вы - хороший воспитатель, разумный, в меру требовательный, но не забывающий, что, кроме ребенка, есть и другие, иногда даже более интересные прелести жизни.
Сумма 40-50 баллов - вы - идеальный воспитатель. Можно позавидовать и вашей старости, и вашему ребенку, и его будущему.
/вы обладаете талантом жить с ребенком, если ответите практически на все вопросы "да"/
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли ваши дети в домашних хозяйственных делах вместе с вами?
7. Есть ли у вас и ваших детей общие домашние увлечения и занятия?
8. Участвуют ли ваши дети в подготовке к семейным праздникам?
9. В «детские праздники» дети предпочитают оставаться вместе с вами или проводить праздники без вас, уединившись в своей комнате?
10. Обсуждаете ли с детьми прочитанные ими книги или просмотренные фильмы?
11. Бываете ли с детьми в музеях, кинотеатрах, на выставках? Обсуждаете ли увиденное или услышанное?
12. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках и походах?
13. Предпочитаете ли летний отдых вместе с детьми или без них?
Родители – самые первые и самые важные учителя у ребенка. Первая его школа – это родительский дом, она окажет огромное влияние на то, что будущий взрослый человек будет считать важным в своей жизни. Сколько бы мы не прожили, мы всегда обращаемся к опыту детства. То, что дается ребенку родителями – это главнее всех учителей и воспитателей. Многие родители думают, что не стоит начинать обучать детей до школы счету, чтению, развивать, хотя по статистике известно, что школьные "Хорошисты" и "Отличники" умели читать и считать еще задолго до поступления в школу. «Школа научит» – это не совсем верный родительский подход, вернее будет сказать так: "Школа вначале выявит недостатки в дошкольном развитии ребенка, а потом по его способностям постарается научить". То, чему его научат родители: слышать, слушать, говорить, думать и поможет ему в обучении, станет базой для учебы.
"Годы чудес" – это первые пять лет жизни ребенка, закладываемые в это время навыки и знания останутся на всю жизнь и помогут дальнейшему интеллектуальному развитию малыша.
Родители скажут: "Где тут взять времени для занятий с ребенком?", "А что детский сад?". Да, детский сад – это первое звено в образовании ребенка, первая образовательная ступень. Но всегда необходимо помнить о том, что родители общаются с ребенком "лицо к лицу", а сад и школа нет. В садике и школе ребенок, сидя с 25-ю детьми, получит внимания в 25 раз меньше, чем дома. Главная задача ребенка в садике и школе – взять то, что ему преподают учителя и воспитатели, а каждый ли ребенок это сможет, до конца не поняв, зачем это все ему нужно?
Работу по подготовке надо проводить не в последние 2-3 месяца перед школой, а гораздо раньше, чуть ли не с самого рождения. То время, которое родители не потратили на ребенка в раннем детстве, но могли бы потратить, позже, уже в школе, обернется долгими сиденьями по вечерам рядом с "горе - учеником". После нескольких таких занятий у многих родителей опустятся руки, и прозвучит известная фраза: "Учись как хочешь. Мне надоело с тобой сидеть!". И на учебе, и на будущем ребенка можно будет поставить крест, а любые родители, любой учитель хочет, чтобы и в школе, и после нее ребенок добился успехов.
Несколько советов по домашним занятиям родителей с дошкольниками.
В доме должно быть много книг – вначале родитель обязательно читает ребенку книжки перед сном, вот где развивается образное мышление, которое поможет ребенку в школе при решении задач, и которое так слабо развито у большинства детей. После таких вечерних чтений важно подвести ребенка к самостоятельному общению с книгой, но сделать это надо невзначай, ненавязчиво: "Сегодня мне некогда, посмотри книжечку сам". В книжных магазинах продается множество книг "Как научить ребенка дошкольного возраста читать". Выучить с ребенком буквы – это еще не самое главное, надо привить любовь к чтению, чего нет у большинства современных детей. Выберите какую-нибудь очень интересную книгу, начните читать её ребенку вслух и на самом интересном месте остановитесь: "А дальше ты узнаешь сам". Очень важно, чтобы родители в семье были "читающими", тогда и дети будут любить читать.
Запомните, что каждая прочитанная мамой книжка дает ребенку в несколько раз больше развития, чем просмотренный видео- или телефильм, где образы уже созданы режиссером за нас, и нам не надо ни представлять, ни думать.
Беседуйте с ребенком после прочтения книги, просмотра кинофильма, идя по улице после садика, пусть ребенок отвечает вам полными ответами (Какое сегодня небо? - Сегодня небо пасмурное. Чем вы сегодня занимались в садике? – Сегодня мы пели, читали, играли в прятки). Эти маленькие и простые занятия помогут вашему ребенку в дальнейшем при изучении истории, литературы, других устных предметов, обогатят его речь. Очень хороши вопросы вида "Что ты можешь сказать о ...(дереве, небе, камне и т.д.)" Они развивают в ребенке чувство самостоятельности, выражения собственного отношения к окружающему.
В вашей квартире должны быть краски, пластилин, конструкторы, раскраски (все это развивает мелкую моторику рук, а значит, дает большую уверенность в будущем красивом почерке ребенка). Очень хорошее занятие – продевать шнурок в дырочки на картонном листе, создавая узоры.
По возможности, посещайте выставки, музеи, театры, после которых тоже беседуйте, интересуясь личным мнением ребенка об увиденном, не навязывая ему свое. Обязательно слушайте вашего ребенка, или хотя бы делайте вид, что вам не безразлично, что он говорит.
Покупайте ребенку книжки вида "Обучение дошкольников письму", "Обучение дошкольников математике" и др., в книжных магазинах их великое множество. Чем больше ваш ребенок до школы узнает из детских энциклопедий познавательного, тем больше останется у него в голове, так как до шести-семи лет память ребенка не загружена лишними, иногда ненужными знаниями, она свободно впитывает и сохраняет навсегда любую поступающую информацию и лучше, если эта информация будет полезной.
Считайте с ребенком все – начиная от чашек на столе, заканчивая фонарными столбами на улице, проводите простейшие наглядные математические операции: убрать – отнять, добавить – прибавить, проговаривая их – "Вот у меня 3 конфеты, сейчас мы две съедим, наглядно показываете действие, сколько осталось, давай сосчитаем вместе?" Слово "вместе" должно звучать в разговоре постоянно.
Заведите порядок с 4-5 лет – каждый день, кроме воскресения, 10-20 минут обучающих занятий, говоря при этом – "Отложи все свои дела, сейчас мы с тобой немножко позанимаемся". Это выработает в ребенке усидчивость, отвлечение от других дел, произвольное внимание и послужит хорошей подготовкой к классно-урочной системе в школе. В эти минуты требуйте от ребенка четкого выполнения и послушания, хорошего внимания и у вас никогда не будет проблем с поведением ребенка в школе.
Учите детей рассказывать, придумывать, фантазировать "Мы с тобой шли по лесу и нашли сундучок, яму ,и др., а там...". "Если бы у тебя была волшебная палочка, то ...", "Вот если бы сейчас с неба посыпались шоколадки, то..."
Обязательно разбирайте с ребенком загадки "Почему ты думаешь, что это то, что ты назвал", это очень хорошо развивает его логику.
Очень нелегко в школе даются детям народные пословицы и поговорки. Попробуйте, например, попросить ребенка объяснить пословицу "Яблоко от яблони недалеко падает" и вы убедитесь, что ребенок не в состоянии объяснить смысл этой фразы. Начните с самых простых поговорок например - "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Хочешь есть калачи, не сиди на печи" и др., разбирайте их вместе с ребенком, переходя к наиболее сложным. Это очень развивает логическое и образное мышление.
Не уповайте на развивающие школьные программы, что они помогут вашему ребенку в обучении. Такие программы помогают только хорошо подготовленным к школе детям, в остальных случаях они вызывают неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, а значит, и нежелание браться за выполнение задания. Запомните, что школа – это другой, абсолютно новый этап в жизни ребенка, где все по-другому - и отношения "взрослый-ребенок", и требования к нему.
При поступлении вашего ребенка в школу поставьте перед собой следующие ниже вопросы и определите - имеют ли они положительное значение:
1. Развитие речи моего ребенка: хорошо ли он умеет говорить, обсуждать, доказывать/.
2. Развитие интеллекта моего ребенка: умеет ли он решать простые логические задачи, объяснять явления окружающего мира – отчего падает снег, желтеют листья и т.д..
3. Развитие произвольности: то есть когда ребенок в большинстве случаев делает то, что ему говорят, а не то, что он хочет.
4. Развитие познавательной активности: когда ребенку интересно все новое и постоянно задается вопрос "А почему?".
5. Развитие мелкой моторики рук: умение держать ручку, пользоваться карандашами, собирать конструктор и т.д..
6. Сформированность внутренней позиции ребенка - это когда он идет с большим желанием в первый класс. Очень часть бывает наоборот, когда родители, с трудом справляясь с поведением своего ребенка, говорят: "Вот пойдешь в школу, там тебя быстро научат..." Такой ребенок никогда не захочет идти в школу. Вернее будет говорить в таких случаях: "Таких деток в школу не возьмут, надо вести себя хорошо, а то все детки пойдут в школу, а ты будешь сидеть дома один".
Самое главное, что касается родителей и учителей: для ребенка все знания новы и встречаются в первый раз в его жизни, и относитесь к его непониманию спокойно и терпимо, по своей практике знаю - обязательно придет время, когда до ребенка это "дойдет". Как говорил святой Амвросий: "Учить – это небольшие камешки с колокольни вниз бросать, а учиться – большие камни на нее затаскивать".
И последнее – для того, чтобы поднять престиж школы в глазах начинающего ученика, заведите в семье маленькие праздники – "Праздник первой пятерки", "Праздник окончания четверти", "Праздник перехода в следующий класс". Это не обязательно должно быть большое застолье. Это может быть просто купленная шоколадка, мелкая игрушка или торт в честь этого дня. Главное, чтобы ребенок понимал, что это для всей семьи действительно праздник.
Очень часто слышу в разговорах взрослых людей: "Этим детям ничего не надо, они ничего не хотят, им бы только боевики, да танцы, вот мы в их время ...". Эти высказывания абсолютно неверны. Правильнее будет сказать: "Родителям и учителям этого ребенка ничего не надо, вот в нашем детстве родители и учителя нам многое дали."
Постоянно представляйте вашего ребенка в виде "Копилочки" - сколько в нее положишь, столько потом и возьмешь.
Радуйтесь общению с детьми, дарите им опыт учения и желание успеха, которое они пронесут через всю жизнь.
Формируйте у ребенка положительный настрой на жизнь. Во-первых, самое простое - любите своего ребенка и балуйте его, ведь неизвестно, какая его ждет жизнь. Ребёнок со счастливым детством вырастет не жадным на позитив. Во-вторых, контролируйте себя. Если вы в присутствии ребенка, не стесняясь в выражениях, комментируете жизнь соседки, своего начальника, грязь на улице, толкучки в транспорте, чертыхаясь, отстирываете пятно от кофе, откуда ребёнок будет смотреть на жизнь позитивно? Дети еще не знают жизнь, они ориентируются в своих реакциях и оценках ситуации на вас, берут с вас пример.
Как сказал А.С.Макаренко: «Лучшие дети – у счастливых родителей». Будьте счастливы!
Ниже я привожу несколько простых психологических тестов. Это - не для того, чтобы вы узнали о себе что-то новое, а для того, чтобы вы немного задумались и сравнили себя с идеалом.
Тест "Умеете ли вы воспитывать детей?"
Задание - ответьте на вопросы, просчитайте сумму баллов.
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
а. да – 5
б. нет – 1
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день, кроме кормления, умывания и одевания?
а. да – 5
б. нет – 1
3. Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?
а. всегда – 5
б. иногда – 3
в. никогда – 1
4. Вы применяете телесные наказания?
а. часто – 1
б. иногда – 3
в. принципиально нет – 5
5. Умеете ли вы прощать ребенку шалости?
а. всегда – 5
б. иногда – 3
в. никогда – 1
6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?
а. да – 5
б. иногда – 3
в. нет, не хочу – 1
7. Ваш ребенок послушен?
а. да – 5
б. иногда – 3
в. нет – 1
8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете причину запрета?
а. да, всегда – 5
б. иногда – 3
в. никогда – 1
9. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять?
а. всегда – 5
б. иногда – 3
в. нет – 1
10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
а. да – 5
б. иногда – 3
в. нет – 1
Сумма 10-25 баллов - вы - никудышний воспитатель. В будущем у вашего ребенка могут возникнуть большие неприятности, но, как говорится, родителей не выбирают.
Сумма 25-40 баллов - вы - хороший воспитатель, разумный, в меру требовательный, но не забывающий, что, кроме ребенка, есть и другие, иногда даже более интересные прелести жизни.
Сумма 40-50 баллов - вы - идеальный воспитатель. Можно позавидовать и вашей старости, и вашему ребенку, и его будущему.
Анкета для родителей «Искусство жить с детьми»
/вы обладаете талантом жить с ребенком, если ответите практически на все вопросы "да"/
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли ваши дети в домашних хозяйственных делах вместе с вами?
7. Есть ли у вас и ваших детей общие домашние увлечения и занятия?
8. Участвуют ли ваши дети в подготовке к семейным праздникам?
9. В «детские праздники» дети предпочитают оставаться вместе с вами или проводить праздники без вас, уединившись в своей комнате?
10. Обсуждаете ли с детьми прочитанные ими книги или просмотренные фильмы?
11. Бываете ли с детьми в музеях, кинотеатрах, на выставках? Обсуждаете ли увиденное или услышанное?
12. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках и походах?
13. Предпочитаете ли летний отдых вместе с детьми или без них?