Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя ОУ, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года №593 в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
1. Требования к квалификации.
На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. Воспитатель принимается и освобождается от должности директором учреждения.
2. Воспитатель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию;
физиологию, гигиену;
закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;
индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Должностные обязанности
Воспитатель:
планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание;
проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;
на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде;
способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению;
проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;
оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей);
изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;
координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса;
участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим;
обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4. Права
Воспитатель имеет право:
участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
5. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством;
за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,- в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
за причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством;
за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых воспитателем.
1. Требования к квалификации.
На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. Воспитатель принимается и освобождается от должности директором учреждения.
2. Воспитатель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию;
физиологию, гигиену;
закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;
индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Должностные обязанности
Воспитатель:
планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание;
проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;
на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде;
способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению;
проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;
оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей);
изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;
координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса;
участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим;
обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4. Права
Воспитатель имеет право:
участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
5. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством;
за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,- в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
за причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством;
за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых воспитателем.